Автор: Владислав Буря
Технологии на рынке оздоровительного туризма стремительно развиваются. Тон по-прежнему задает Европа, потому что там огромная конкуренция и wellness-курорты очень быстро реагируют по малейшие потребности аудитории.
В России с этим гораздо сложнее. Отечественные wellness-отели, санатории и Medical SPA почему-то считают, что пока конкретная проблема не будет находиться в красной зоне сверх актуальности, нет смысла что-то менять. Конечно, есть и другие факторы. Если объект не имеет проблем с загрузкой, то у менеджеров нет мотивации выходить из зоны комфорта и что-то придумывать. Как показывает практика, только серьёзные проблемы с продажами основного продукта мотивируют внедрять новые продукты и услуги.
Если мы посмотрим на санаторно-курортный кластер Кавминвод, то за последние 3 года там мало что изменилось с оздоровительными продуктами в местных санаториях. А вот в Крыму дефицит клиентов заставляет топ-менеджмент курортных объектов придумывать новые «магниты внимания» для потенциальных гостей.
Например, LUCIANO Wellness & SPA Foros в Крыму начал тестировать спрос на программу улучшения сна. Направление выбрано не случайно. Согласно общедоступной статистике, 43% россиян жалуются на плохой сон, а 79% на недостаток сна. У 47% россиян старше 60 лет – бессонница. Здесь даже думать нечего – нужно разработать и предложить аудитории соответствующую оздоровительную программу. По этому пути пошли Life Balance отель Rosa Springs, санаторий «Урал» Medical SPA, у которые есть отдельное направление – Sleep Wellness.
Проблема эмоционального выгорания также требует решения. Вот статистика: 56% работающих россиян сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Этой цифры достаточно для того, чтобы оправдать необходимость предлагать соответствующий оздоровительный продукт. Безусловно, от некоторых санаториев можно услышать возражения: мол, мы и так предоставляем подобные услуги, зачем выделять их в отдельный продукт. Однако без грамотной маркетинговой упаковки и чёткой презентации таких программ они зачастую остаются незамеченными.
Современный потребитель оздоровительных услуг – требовательный и осведомлённый. Он тщательно изучает предложения, сравнивает их по наполнению, удобству, визуальной подаче и ценности. Простого названия вроде «Антистресс» уже недостаточно – это используют все. Более точно и привлекательно звучат, например, формулировки вроде «Восстановление энергии» или «Психоэмоциональный баланс» – они создают ощущение глубины и конкретной пользы.
Достаточно уделить немного времени сёрфингу в интернете, и даже не нужно ездить по стране, чтобы посмотреть, что и как делают конкуренты. В интернете опубликовали любопытные цифры. Совместное исследование компании «Гедеон Рихтер» и Аналитического центра НАФИ выявило тревожные тенденции в сексуальном здоровье российской молодёжи. Согласно опросу, 22% молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет не имеют сексуальной жизни. Более половины опрошенных (51%) сообщили о проблемах в интимных отношениях, таких как отсутствие влечения (53%) и физическая неудовлетворённость (39%).
А ведь это прямая связь с демографическим спадом в России. И это открывает широкие возможности для санаториев и Medical SPA по внедрению соответствующих оздоровительных программ. Более того, уже сейчас отдельные представители молодого поколения обращаются с проблемой эректильной дисфункции в санатории и там эффективно её решают. Курорт «Первая линия» не стесняется, в отличие от многих санаториев, называть вещи своими именами. Они продвигают программу «Сексуальный велнес», которая направлена решение проблем «чувственной» сферы.
Популярность набирает такое направление как митохондриальное здоровье. В 2025 году в г. Сочи проходил II Саммит по митохондриальной медицине. Сколько санаториев внедрят у себя программы митохондриального здоровья в этом году? Уверен, что единицы.
Каждое из перечисленных направлений уже является актуальным и востребованным трендом – по сути, «горячей темой» рынка. Да, внедрение таких решений требует времени, усилий и участия квалифицированных специалистов. Это непростой путь. Ничего не менять и продолжать работать по привычной модели, без развития – это не выход. Такой путь тоже возможен, но, по сути, он ведёт в тупик.
Подписывайтесь на ТГ-канал для руководителей санаториев Resort&SPA. Там ещё больше полезной информации для развития!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами для уточнения деталей.